Великие храмы и величественные развалины | Путешествия из Иркутска
Индонезия, ЮВА-2012

Великие храмы и величественные развалины

2

29 февраля 2012 года. Археологический парк Прамбанан, называемый так из-за близости к одноименному поселению, объединяет несколько храмовых комплексов: Прамбанан (или Loro Jonggrang), Lumbung, Bubrah и Sewu. Он находится в 40 километрах от Соло по дороге на Джокьякарту (не доезжая до Джогжи 17 км), недалеко от южного склона вулкана Мерапи. Парк Прамбанан часто сравнивают с Ангкором (Камбоджа), делая упор на схожести отдельных элементов построек и на примерно одинаковый возраст. В моих глазах Прамбанан явно проигрывал Ангкору, как по размаху, так и по нынешнему состоянию и ауре. Тем не менее, я думаю, для любителей древности и развалин это место обязательно к посещению.

Чтобы добраться до Прамбанана, на центральной улице Соло, рядом с госпиталем доктора Муварди я «поймала» автобус, следующий в Джокьякарту. Просто вышла к дороге, махнула рукой, автобус остановился. Цена проезда до Прамбанана – около 10000 рупий (честно говоря, уже забыла точную сумму).

Мы с Прамбананом как-то сначала не прониклись симпатией друг к другу. Меня возмутила неудачная схема входов-выходов (чтобы зайти в комплекс и выйти из него приходится делать ненужные длинные крюки) и немалая цена входного билета (с иностранцев – 13 долларов или 135 килорупий). В ответ на мое недовольство Прамбанан усыпал семенами какого-то дикого растения мои любимые штаны, отчего они временно стали непригодны для ношения и похожи на двухстороннюю щетку с неравномерными, мелкими, но очень острыми ворсинками.

Впрочем, сама виновата: уж, очень мне захотелось побродить в «не облагороженных» окрестностях комплекса среди развалин, рассыпанных по земле «запчастям», не использованным при реставрации. Мне почему-то доставляло большое удовольствие трогать теплые камни с тысячелетней историей, высматривать интересные обломки, находить куски, подходящие друг к другу.

Более тысячи лет назад в долине, где сейчас располагается Прамбанан, был центр государства Матарам, чьи правители как раз и построили великие храмы. По неизвестным причинам (не исключено, что из-за частых извержений вулканов и землетрясений) люди покинули территорию Прамбанана, и храмы пришли в запустение, многие были разрушены и погребены под вулканическим пеплом. Наибольший ущерб постройкам нанесли землетрясения в 16 веке. Для европейцев Прамбана открыл голландец CA Lons в 1773 году. Но раскопки начались лишь в начале 19-го века, а реставрация – только в 20-х годах двадцатого. Голландская колонизация, английская и японская оккупации Явы не пошли храмам на пользу. К тому же значительная доля камней из кладки была растащена и использована для строительных работ; некоторые барельефы пошли на садовые украшения. Помимо комплексов, входящих в состав парка, в районе Прамбанана найдены множество других храмов, и, как думают исследователи, это не последние находки.

Считается, что храмовый комплекс Прамбанан или Лоро Джонгран («Loro Jonggrang» в переводе — «стройная дева») — это самый большой индуистский комплекс в Индонезии. О трагичной судьбе принцессы Loro Jonggrang сложена легенда. Давным-давно существовало два соседних королевства в Центральной Яве: одно — Pengging, где правил король Prabu Damar Moyo; другое — Прамбанан во главе с королем Бака. Бака был известен своей жестокостью и для того, чтобы сохранить власть, он совершал ритуалы человеческого жертвоприношения. Бака устраивал набеги на царство Pengging. Чтобы не позволить захватить свое королевство, король Pengging приказал своему сыну князю Бандунг медитировать и просить силы от богов. Князю Бандунг удалось заполучить в подчинение джинна Bоndоwоsо. Bоndоwоsо всегда выполнял все, что просил Бандунг. Князь Бандунг и армия Pengging напали на Прамбанан. Князь Бандунг убил короля Бака. С разрешения отца, Бандунг пришел к власти в Прамбанане. При входе во дворец он встретил красавицу-принцессу Лору Джонгран, дочь Бака. Бандунг влюбился в нее с первого взгляда и попросил выйти за него замуж. Лора не хотела жениться на человеке, который убил ее отца, но у нее не было мужества, чтобы отклонить его предложение напрямую. Она сказала, что выйдет за него при условии, что князь Бандунг построит 1000 храмов за ночь. Князь Бандунг согласился с условием. Вскоре после захода солнца он вызвал Bоndоwоsо. Тот, в свою очередь, мобилизовал товарищей джиннов, чтобы те помогли возвести храмы. После полуночи, принцесса украдкой взглянула на поле и была поражена, что работа была почти сделана. Она побежала в соседнюю деревню, чтобы разбудить подружек. Вместе они стали стучать пестиками в ступах, изображая, что очищают рис от плевел. Этот звук разбудил петухов, которые начали кричать. В тот момент, Bondowoso с коллегами уже сделал 999 храмов и работал над последним. Услышав пенье петуха, Bоndоwоsо и его друзья остановили свою работу и исчезли, думая, что это рассвет. По другой версии, девушки подпалили солому, и джинны, увидев, что небо озарилось красным светом, подумали, что встает солнце. Следующим утром князь Бандунг пригласил Лору к себе и продемонстрировал построенные храмы. Принцесса сразу же подсчитала количество храмов и заявила, что их всего 999, и князь не выполнил ее требования. Бандунг очень рассердился. «Одного не хватает?! Сейчас все будет завершено!», — сказал он, указывая пальцем на Лору, и превратил девушку в каменную статую.

Говорят, статуя Loro Jonggrang и ныне стоит на верхнем, третьем ярусе комплекса (размеры 110 х 110 метров), в главном храме, посвященном богу Шиве. Но, во время моего посещения, к сожалению, из-за реставрационных работ вход в него был закрыт. Поэтому я довольствовалась только тем, что рассматривала 47-метровую башню снаружи.


Рядом с главным святилищем справа расположен храм богу Вишну, справа – Брахме. Напротив — храмы «транспортных» средств Тримурти (троица: Шива, Вишну, Брахма) — животных: Гаруды (мифическая птица, на корой летает Вишну), Нанди (бык, «оседланный» Шивой) и Ангса (лебедь – перевозчик Брахмы). Стоит оговориться, что отнесение храмов к Гаруде и Ангесу, это всего лишь догадки ученых, поскольку в этих сооружениях не были найдены скульптуры мифической птицы и лебедя.

Стены храмов украшены барельефами с изображением сцен из Рамаяны и апсар (нимф). Тут же находятся еще два храма (Apit, около южного и северного входов), восемь небольших храмов Kelir или Astadikpalaka. По периметру главной части комплекса, на втором ярусе, когда-то были размещены 224 perwara храмов, расположенных в четыре ряда.

Первый, нижний, ярус представляет большое открытое пространство, которое когда-то было ограждено каменной стеной.

Считается, что комплекс Loro Jonggrang является погребальным сооружением. Под каждым из храмов существовали погребальные колодцы. До нашего времени практически не осталось не разграбленных захоронений. Хотя, по некоторым источникам, под главным храмом Шивы в колодце, на глубине около шести метров, была найдена урна с пеплом, землей и слитками золота; около нее были обнаружены жертвенные предметы: слитки меди, монеты, раковины и пр.

Вокруг комплекса Loro Jonggrang разбит ухоженный парк с зелеными газонами и асфальтированными дорожками. Я с удовольствием порелаксировала у тенистого пруда, охраняемого индуистским богом мудрости Ganesa (бог-слон).

Интересно, что большинство туристов (а их во время моего посещения было, может, человек 10-15) ограничились в знакомстве с Прамбананом только Loro Jonggrang, хотя, по моему внутреннему энергетическому восприятию он значительно уступал расположенному в северном краю комплексу Sewu. Тем более, по дороге к Sewu лежат две совершенно дивные руины Lumbung и Budrah. Было несколько неожиданно видеть рядом с крупным индусским храмовым комплексом буддийские постройки, к коим относятся Lumbung, Budrah и Sewu. Такое соседство, вероятно, свидетельствует о периоде мирного сосуществования индуистской и буддисткой культуры на территории Явы. Правда, тогда становится вообще не понятно, почему их вытеснил ислам…

Lumbung (в переводе с индонезийского означает «сарай» или «зернохранилище») когда-то (постройка датируется примерно 850 годом) представлял собой одно главное здание и 16 помельче вокруг. Сейчас большинство построек полуразрушены и находятся в процессе реставрации.

Храмовый комплекс Budrah вообще лежит в развалинах.

Sewu второй по величине, после Боробудура, буддистский комплекс в Индонезии. По мнению ученых, он был построен во второй половине 8 века. «Sewu» в переводе с яванского означает тысяча, и, возможно, является воплощением легенды о Loro Jonggrang. Хотя в действительности, комплекс состоит из 249 построек, включая главный храм и 8 фланговых. Ступы, каменные цветы в вазах, головы драконов и статуи Будды. Каждый из входов в Sewu охраняет по паре стражников-гигантов Dwarapala (высотой 2,3 метра), смотрящие друг на друга.


Sewu спас меня от проливного дождя. Я сидела в храме на каменной ступеньке и наблюдала, как капли дождя омывают вековые развалины, и пыталась обобрать колючки, оставленные Прамбананом. Было тихо, спокойно и даже чуть-чуть торжественно.

Когда дождь слегка поутих, я направилась самый дальний уголок парка, где, видимо, располагались реставрационные мастерские. Здесь под навесами, за ограждением, сидели каменные Будды.

Неожиданно вновь хлынул дождь. Я едва успела отскочить под навес, где меня со смехом (вызванным моей прыткостью) приняли в свою компанию работники парка.

К выходу мне не пришлось идти пешком. Меня «подобрал» автобус-паровозик. Вообще-то его услуги стоят 5 килорупий, но, вероятно, здесь во время дождя отменяются денежные отношения.

< <<Предыдущая запись Следующая запись>>>

2 комментария

  1. Дмитрий 22/03/2012 at 09:00 - Ответить

    Катерина у меня поправка есть 🙂
    Вулкан называется Мерапи 🙂
    Мерпати это авиакомпания (в переводе на русский — голубь) 🙂

    • admin 22/03/2012 at 15:49 - Ответить

      Спасибо:) Поправила

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Транспорт из Иркутска