Гонка над облаками | Путешествия из Иркутска
Вокруг Иркутска, Местные новости

Гонка над облаками

1

Очаровательный молодой человек на фотографии – Борис Гумниц из Улан-Удэ, победитель горной автогонки, которая прошла в Слюдянке 3 июня 2012 года. Фотографировала я его на трассе во время гонок, сидя в машине рядом, еще до того, как Борис стал чемпионом. Конечно, не во время заезда – после финиша, на пути с горы к старту. Мой восторг от того, что я еду на настоящем гоночном автомобиле не знал границ! Усиливаясь с каждым нажатием на газ. Хотелось, чтобы это длилось долго-долго и быстро-быстро. Под конец я настолько опьянела от восхищения, что поняла: моя душа встала на тропу измены. Всеми фибрами она желала, чтобы победил Борис, да простит меня величайший автогонщик Иркутской области Александр Пушкарь, болеть за которого я, собственно, и приехала.

Слюдянка

Слюдянка – небольшой городок в Иркутской области с населением менее 20 тыс. человек (около 100 км от Иркутска). Когда-то здесь было крупнейшее в СССР производство слюды-флогопита. Сейчас добыча слюды прекращена. Остановил свою деятельность и рыбо-консервный завод. Экономика опирается в основном на предприятия по добыче мрамора и железную дорогу. Депрессивность Слюдянки скрашивается обворожительной силой Байкала, на берегу которого она расположена. Для любителей горных лыж Слюдянка является преддверьем курорта «Горя Соболиная» в Байкальске, для горных туристов – местом остановки перед походом на Хамар-Дабан. Из Слюдянки начинается знаменитая Кругобайкальская железная дорога. Рядом с городом находится несколько турбаз, куда приезжают просто отдыхающие. Слюдянка известна еще и тем, что ее вокзал построен из мрамора.

Кроме того, в городе есть уникальный частный музей минералов (ул. Слюдяная, 36). В нем собрана огромная коллекция камней: не только из Прибайкалья, но и, например, из Чили и Казахсатана. При музее – гостиный двор. Приветливая хозяйка, ухоженная территория, деревянные домики: трехкомнатные с кухней и туалетом или отдельные комнаты на двух человек с удобствами на улице. В одной из комнат мы и остановились, приехав на гонки накануне вечером. Цена номера – 500 рублей с человека за ночь.

«Перевал»

Карьер «Перевал», на котором проходила горная гонка? — поставщик сырья для Ангарского горно-цементного завода, где из слюдянского мрамора делают цемент. Часть продукции – мраморную крошку – карьер поставляет также для отсыпки насыпей железной дороги. Карьер, вернее, мраморную гору, видно еще на подъезде к Слюдянке. Издали ее можно принять за снег, так отчаянно белеет мрамор.

Обычно на карьер не пускают туристов. Горная гонка – это, пожалуй, единственная возможность попасть наверх. Говорят, оттуда открывает потрясающий вид на Байкал. Мне не повезло: небо было затянуто тучами, часть из них, подпитываемые туманом, путались под ногами, застилая не только вид на Байкал, но и на тянущуюся серпантином к вершине дорогу.

Тем не менее, вид с горы был потрясающим. Плотная туманная дымка, заволакивающая белые площадки-карьеры, придавала ему оттенок ирреальности. Отдыхающие от работы бульдозеры и застывшие буровые установки, кучи мраморной крошки, похожие на снежные сугробы, местами – деревянные чурки с кожаными ручками. Чуркой с ручкой затыкают скважину, в которую вкладывают взрывчатку. Мрамор – очень твердая порода. Откалывают ее, исключительно, с помощью взрывчатки. Затем дробят и отправляют по железной дороге в Ангарск.

Гонки

Горные гонки на карьере «Перевал» проходят уже 22 раз. В 1995 году они вошли в ежегодный календарь автоспорта Российской автомобильной федерации. Сегодня имеют статус чемпионата Сибирского Федерального округа и делают Слюдянку известной на всю страну. Слюдянская горная траса – сложнейшая в России. Ее протяженность – около 10 км, перепад высот – порядка 500 м. Грунтовая дорога, на непродолжительных участках покрытая асфальтом, идет серпантином по горе. Неожиданные камни, крутые повороты, местами рыхлая мраморная крошка, а внизу, за невысокими каменными насыпями – пропасть.

В 2009 году уже на подходе к финишу «слетел» с трассы сын Александра Пушкаря – Руслан. Его машину занесло, перевернуло и выкинуло вниз. И все это на глазах матери – Любы, которая, в качестве судьи соревнований, стояла на финише с секундомером. Благо, под тем местом, где сорвалась машина Руслана, на метров 15 ниже, шла еще одна дорога, на которую автомобиль и приземлился. Все обошлось. Один из крутых поворотов трассы назван Пушкаревским, это уже в честь именитого отца. Переворот машины гонщики называют «уши». На упомянутом повороте первым в истории слюдянской горной гонки «сделал уши» Александр Пушкарь.

На этом повороте я и наблюдала второй заезд гонок. Все тешила себя надеждой сделать хорошую фотографию гоночной машины, входящей в поворот. С интервалом примерно в две минуты мимо проезжали спортсмены. Один, второй, третий… Я щелкала затвором то раньше времени, то позже, то через чур близко приближала картинку, то наоборот недостаточно «натягивала» зум. Когда к повороту приблизилась машина двенадцатая по счету (всего в гонке участвовало 14 спортсменов), я заняла удобную позицию, нацелила объектив и вдруг через камеру я увидела, как машина – бордовая «восьмерка» под номером 31 — взлетает в воздух, делает оборот, опять переворачивается на крышу и останавливает на боку. Ужас происходящего заставил забыть о фотоаппарате. Я была в панике: что с водителем? Еще большая паника меня охватила, когда я поняла, что вслед за этой машиной идет другой участник, и он может не среагировать вовремя и въехать в стоящий посреди трассы автомобиль. Болельщики, судьи, охрана в считанные секунды поставили «тридцать первого» на колеса и вытолкали с дороги. Из машины вышел живой и невредимый гонщик – ангарчанин Александр Киренский. Только потом мне объяснили, что «уши» на горной гонки – явление вполне обыденное, и ни разу не было случаев с тяжелыми последствиями. В автоспорте большое внимание уделяется безопасности водителя. Для гонок существует специальная экипировка: комбинезон и ботинки, сделанные из негорючих материалов и надежный шлем. Машина имеет жесткий каркас из труб, специальное сиденье, очень прочные ремни безопасности. Это позволяет гонщикам отделываться минимальными травами или вовсе обходится без них, если случились «уши», тогда как люди в обычном автомобиле при таких переворотах вряд ли бы выжили.

А.Пушкарь и Б.Гумниц

Такое открытие зародило во мне искорку мечты заняться автоспортом. Раньше эта мысль в силу чувства самосохранения была мне абсолютно чужда. Вот бы еще избавиться от «скруджества», тогда мечта могла бы стать реальностью! Ведь создание (приобретение) гоночной машины – удовольствие не из дешевых. Самые простые «восьмерки» обходятся их хозяевам тысяч так в 500. Что уж говорить об иномарках! Стоимость такой машины – не менее 2 млн. рублей. А «здоровье» спортивного автомобиля оставляет желать лучшего. Уж, больно он страдает от непомерных нагрузок: то поршни сгорят, то датчик полетит, то форсунки сдохнут… Автоспорт для фанатов становится не просто увлечением, а образом жизни, круговоротом от ремонта до гонок.

В нынешних гонках на трассу выходили, как «восьмерки», так и иномарки, в основном «Мицубиси» и «Субару». Соревнования проходили в двух классах: «восьмерошном» (с объемом двигателя до 1600 куб. см) – Д2-1600 и «иномарошном» — Д2-3500. Победителем в Д1 стал Руслан Пушкарь, в Д2 – Борис Гумниц. Александр Пушкарь занял второе место в «иномарошном» дивизионе.

Один из самых замечательных моментах в гонках – награждение победителей. Традиционно лидерам дарят бутылки с шампанским, из которых они щедро обливают соперников и болельщиков. На этот раз брызги шампанского тоже имели место быть, хотя, до фонтанов дело не дошло. Правда, Бориса, чуть ли не искупали в шампанском, сначала от души его обрызгав, после вылив остатки на макушку.

Мне посчастливилось сделать по глоточку шампанского из «чемпионских» бутылок: Руслана Пушкаря и Александра Пушкаря. Чертовски вкусно! Только если Руслан искренне радовался своей победе, Александр, хоть и улыбался, но чувствовалось – огорчен. Второе место для него сродни поражению, хоть и причина такого поражения была весьма объективной: троил двигатель, не набирал обороты. Впрочем, и Борис был печален. Ему не удалось побить рекорд трассы, установленный несколько лет назад Александром Пушкарем – 4,48 мин. Молодой улан-удэнец настроился на рекорд, в третьем заезде развил максимальную для нынешних гонок скорость — около 200 км/ч, но тоже подвела техника: слетели патрубки с турбины машины. На этот раз лучшее время заезда в «иномарошном» дивизионе было 5,14 мин.

Непобитые рекорды, не занятые первые места для гонщиков, как морковка перед осликом. Не успели закончится горные соревнования, а многие спортсмены уже поговаривали о предстоящем в Красноярске этапу Кубка России по автокроссу…

1 Comment

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Транспорт из Иркутска